• Главная
  • В Караганде прошли общественные слушания по строительству АЭС
16:30, 12 июля

В Караганде прошли общественные слушания по строительству АЭС

На встрече выступили несколько десятков человек и каждый высказал свое мнение. Фото: ekaraganda.kz

На встрече выступили несколько десятков человек и каждый высказал свое мнение. Фото: ekaraganda.kz

В Караганде прошли общественные слушания, посвященные планируемому строительству АЭС на Балхаше. Встреча экспертов с общественностью прошла в Доме дружбы. Жителей Карагандинской области, которые хотели бы принять участие в мероприятии, было на самом деле не очень много. Всего несколько десятков человек. Каждому была дана возможность высказаться.

Встреча прошла в основном зале здания. Перед слушателями выступили несколько экспертов: председатель правления Палаты энергоаудиторов, энергоменеджеров и энергоэкспертов РК Марат Есекин, генеральный директор национального ядерного центра Эрлан Батырбеков, заместитель директора департамента атомной энергетики и промышленности министерства энергетики РК Гульмира Мурсалова и другие. Они рассказали карагандинцам о том, почему Казахстану сейчас необходимо появление АЭС, где она будет располагаться (если казахстанцы на референдуме проголосуют «за») и во сколько обойдется, передает ekaraganda.kz

Директор компании «Казахстанские электрические станции» Тимур Жантикин сообщил, что именно его компании было поручено разработать проект первой атомной станции в Караганде. Компания была образована в 2014 году, учредителем является «Самұрық-Қазына». Работы по этому проекту компания начала в 2018 году.

«По поручению правительства нами были исследованы два района для размещения и строительства атомной электростанции. Это область Абай, район Курчатова и село Улькен Алматинской области. Был проведен большой объем работы. Результаты работ были представлены на заседании комиссии в правительстве. Оба района пригодны для размещения электростанции. В 2019 году было предложено 13 разных проектов АЭС, были выбраны четыре. Это все реакторы поколения 3 или 3+, которые отвечают всем требованиям безопасности и имеют улучшенные экономические показатели. После строительства станции будет наблюдаться социальный эффект от создания рабочих мест. Одно рабочее место в атомной энергетике требует 10 рабочих мест в условиях квалификации в смежных отраслях экономики. Около двух тысяч человек будет занято во время эксплуатации АЭС. В том числе будет эффект повышения инвестиционной привлекательности страны после строительства АЭС. Для развития индустрии необходимо обеспечить базовую генерацию. Необходимо замещать базовую угольную генерацию атомной, в том числе. Наука, технологии — все у нас есть для того, чтобы развивать атомную энергетику», — сказал Тимур Жантикин.

Предприятиям катастрофически не хватает электроэнергии, поэтому ее приходится закупать у соседей. И АЭС могла бы решить эту проблему. Но казахстанцы сомневаются, что у наших специалистов хватит навыков и опыта, чтобы эксплуатировать такой серьезный объект. Сомнения карагандинцев на встрече попытался развеять представитель Института ядерной физики РК, начальник отдела радиационной физики твердого тела Сергей Кислицин.

Он рассказал, что мало кто знает, но у нас в Алматы есть свой собственный реактор, который успешно работает несколько десятилетий. И за это время на реакторе не случилось ни одного ЧП.

«Первое, что я хотел бы сказать, что наш институт существует порядка 65 лет. С 1967 года в нем работает водоводяной исследовательский реактор РК. Это, можно сказать, уменьшенная копия, аналог водоводяного реактора, строительство которого сейчас планируется в Казахстане. Правда, в нем сейчас отсутствует одна из частей, генерирующая энергию. Так вот, если вы спросите у жителей города Алматы, а этот реактор находится в 20 километрах от центра города, об Институте ядерной физики и есть ли там ядерный реактор, вряд ли вам кто-нибудь ответит. Это говорит о безопасности! Одна малейшая авария, какие-нибудь выбросы, то знали бы все и везде. Был бы очень большой шум, требования закрыть реактор. Тем не менее почти 60 лет реактор работает, и работает успешно. Это ответ на вопрос: может ли Казахстан обеспечить безопасность функционирования АЭС», — считает Кислицин.

За 60 лет реактор в Институте ядерной физики РК претерпел несколько апгрейдов. Один из них произошел после аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда реактор был остановлен на 10 лет. За это время казахстанские ученые провели работы по усилению сейсмостойкости конструкции реактора, замене старых систем анализа и других систем жизнеобеспечения реактора. После этих работ реактор прошел лицензирование и снова был запущен.

«В 2016 году наш реактор был переведен на топливо низкого обогащения. Этот перевод на новое топливо был также спроектирован в нашем институте. Основные характеристики и принцип, по которому должно работать новое топливо, были рассчитаны нашими казахстанскими специалистами. Это также к вопросу о способности Казахстана эксплуатировать такие сложные объекты», — сказал Кислицин.

Сергей Кислицин также сообщил, что Институт ядерной физики РК способен подготовить специалистов в области атомной энергетики, которые затем будут работать на АЭС. При этом казахстанские студенты имеют возможность проходить практику за границей.

«В Казахстане ведется подготовка таких специалистов. Сколько всего специалистов потребуется для функционирования АЭС? Порядка двух тысяч. Это будут специалисты самых разных направлений. Ядерщики, которые обеспечивают безопасную работу реактора, составляют 1/5 от всего персонала АЭС. Это порядка 400 человек. Остальные: сварщики, механики и те рабочие, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию дополнительного оборудования. Их в Казахстане готовит широкий список вузов. Подготовка ядерщиков ведется в Казахстане в ряде вузов. В Казахском национальном университете Аль-Фараби, в Евразийском национальном университете, в Восточно-Казахстанском университете и в других. Но одной теоретической подготовки недостаточно. Так вот, подготовка специалистов ведется на базе Института ядерной физики РК, а также в Национальном ядерном центре. Ядерщики проходят практику и стажировку в нашем институте, но при этом у нас есть договоренность о прохождении практики нашими студентами в международных организациях», — дополнил Сергей Кислицин.

Помимо производства энергии, на АЭС также могут производить полезные продукты. К примеру, на реакторе в Алматы производят различные радиофармпрепараты, которые используются в диагностике и лечении рака.

После того как все спикеры выступили, присутствующим дали возможность высказаться и задать интересующие вопросы. Мнения у карагандинцев и у гостей, специально приехавших на слушания из Астаны и Астаны, были разные. По большей части у людей были сомнения: действительно ли это то, что сейчас нужно Казахстану? Ведь есть же и другие способы получения энергии, к примеру — возобновляемые, которые сейчас используются по всему миру.

«Мы сейчас с вами выслушали заинтересованную сторону, которая претенциозно призвала нас любить атом. Хотя с атомом мы давным-давно знакомы за счет скрытой войны, которая шла против нашего народа 40 лет. Тем не менее давайте об этих докладах. Первое, коэффициент от выгоды установленных мощностей – это совершенно неверная трактовка. Необходимо говорить о комплексном коэффициенте, который учитывает затраты и затем и выход с установленной мощности. Если стоит вопрос об оценке эффективности ядерных установок, тогда нужно будет сравнивать с другими видами получения энергии. Почему никто не говорит об опыте таких стран как Германия и Австрия, которые полностью отказались от дальнейшего применения ядерного топлива, в Германии до 30 процентов добывают только через ветряные и иные возобновляемые источники энергии. В первую очередь, это дешево, во-вторых, полностью безопасно. Биогазовые генераторы можно повсеместно распространить. Можно будет на каждой сельскохозяйственной ферме установить! Навоза хватает, бесплатно! И никакой опасности!» – сказал один из выступающих.

Слушатель Орынбарсар Жанибеков усомнился, что в Казахстане действительно нужно строить такой объект. Тем более, что, по его мнению, этому может помешать коррупция.

«Мои сверстники, которые были в Чернобыле, умирают. Мои друзья, соседи, одноклассники, сокурсники. Я против атомной электростанции потому, что никто не дает гарантии, что ничего не случится. Выступившие не убедили меня. Экибастуз, Темиртау, Шахтинск – все малые города зимой мерзнут. Мерзнут бабушки, дедушки, дети! Вы не можете даже ТЭЦ сделать! До того у нас коррупция! От правительства до сельских акимов! Пока мы коррупцию не искореним, АЭС нельзя строить! Я категорически против! Призываю всех голосовать "против!"" – сказал Жанибеков.

Карагандинец Василий Климаков, наоборот, призвал казахстанцев сделать из строительства АЭС национальный проект и поучаствовать в этом событии.

"Наша промышленность и энергетика задыхается без электроэнергии, без дополнительной напруги! Вы сходите в "Караганды Жарык" - там стопки техзаявок, которые не одобрены. А что такое неподтвержденная заявка? Это не открывшееся производство, это отсутствие новых рабочих мест, это отсутствие новой продукции и заработка. Если мы с вами не сделаем никаких решительных действий, чтобы получить больше электроэнергии, то через некоторое время мы с вами попадем в абсолютную зависимость сами знаете от кого! У каждого государства должны быть амбиции, должно быть определенное стремление что-то сделать важной и осязаемое. Давайте из проекта АЭС сделаем то строительство, к которому мы все с вами прикоснемся в режиме повышения компетенции. Давайте сделаем это нашим национальным проектом!" – призвал Климаков.

Всего на встрече выступили несколько десятков человек, каждый высказал свое мнение. Кто-то считал, что в условиях серьезной нехватки электроэнергии, это единственный выход, другие задавались вопросами, а что будет, когда срок службы АЭС выйдет? Третьих смущала достаточно серьезная стоимость строительства этого объекта и сомнительная польза для рядового потребителя.

Повторюсь, мнения были разные. Именно поэтому у каждого казахстанца есть возможность самому решить, "за" он или "против". В правительстве тем временем призывают казахстанцев голосовать не эмоциями – "непонятно и страшно", а умом, досконально разобравшись в теме.

Напомним, общенациональный референдум по поводу строительства АЭС пройдет в Казахстане 1 сентября.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#АЭС
Объявления
live comments feed...