• Главная
  • Кто на новенького: кто может стать собственником казахстанских угольных шахт после Миталла
20:00, 24 августа 2023 г.

Кто на новенького: кто может стать собственником казахстанских угольных шахт после Миталла

фото wikinedia.commons

фото wikinedia.commons

Известный блогер, юрист и партнер крупной юридической компании Ержан Есимханов делится мыслями по поводу очередной трагедии на угольной шахте "Казахстанская" и размышляет о том, как следует поступить Казахстану с недобропорядочным инвестором, передаёт Orda.kz 

Юрист с многолетним стажем пишет в своем аккаунте о недобросовестной работе "АрселорМиттал Темиртау", по вине которого в казахстанских шахтах много лет гибнут люди. Он также не отрицает, что с такими инвесторами необходимо прощаться. Однако идти на поводу у популизма и забирать у влиятельного иностранца актив просто так нельзя. Есимханов поясняет, почему наши юристы проигрывают таким компаниям в международных судах.  

"Дело тут не в том, что наши как-то плохо судятся, или слабым юристам дают работу. Наша сторона всегда очень поверхностно относится к доказательной базе. Иными словами, те доказательства, которые наши юристы приносят в международные суды, не убеждают", считает Есимханов.  

 Юрист полагает, что казахстанские шахты – не самый ценный актив для Лакшми Миттала. Его стоимость он многократно отбил за годы работы "АрселорМиттал Темиртау". Попытка отъёма станет для него и его команды лишь поводом, чтобы обратиться в международный арбитраж, который он выиграет, и получит дополнительные деньги за ненужные угольные шахты.  

"АрселорМиттал, со своей стороны, любит и умеет судиться с развивающимися странами. Они только за последние десять лет судились с Египтом, с Боснией и Герцеговиной, с индийским штатом Гуджарат, с профсоюзами Тринидада и Тобаго. И кейсы там были такие же... В развивающихся странах эта компания всегда ведёт себя одинаково, и судами её не напугать". 

По мнению Есимханова, при попытке вернуть актив государству или его передаче другому инвестору через суд, казахстанская сторона окажется ответчиком "и будет иметь бледный вид". Более правильной будет стратегия, когда Казахстан соберёт всю доказательную базу, привлечёт международных экспертов и сможет доказать, что к соглашению с Митталом страна все эти годы подходила разумно, исполняла свои обязательства, предупреждала компанию о нарушениях, но они были проигнорированы.  

"Это то, что надо делать сейчас, чтобы Казахстан мог обвинить компанию в невыполнении обязательств и начать искать нового инвестора. И если кто-то думает, что это цинично – думать о юридических вопросах, когда гибнут люди, то таким умникам надо иметь ввиду, что если всё это не делать, то люди будут гибнуть всё равно, просто дольше". 

Ержан Есмиханов также напоминает, что найти инвесторов на угольных шахты сейчас непросто. В мире идёт устойчивый тренд на декарбонизацию: снижение выбросов углекислого газа, а при сжигании каменного угля их очень много.  

Вероятный преемник "АрселорМиттал Темиртау", полагает юрист, будет не "красивым западным инвестором", а из Китая, России или Казахстана. При этом Есимханов по этому поводу ждёт волну народного недовольства. Он уверен, что в любом случае Миттал вкладывать средства в модернизацию шахт в Карагандинской области точно уже не будет, как не делал этого в течение десятков лет. 

Только за последние 14 месяцев в казахстанских шахтах погибли 13 человек. Последний пожар на "Казахстанской" унёс жизни 5 горняков. Премьер-министр Алихан Смаилов ранее заявлял, что все виновные в авариях будут наказаны. 

"Сейчас уже ребром стоит вопрос, что будет с собственником этой компании. По прошлым трагедиям расследование также на стадии завершения. Ожидается, что в сентябре материалы будут переданы в суд и виновные, в том числе топ-менеджмент компании, будут привлечены к ответственности. Несомненно, мы это доведем до конца",  заявил премьер после встречи с членами семей шахтеров.

"АрселорМиттал Темиртау" – крупнейшее предприятие горно-металлургического сектора страны и является частью международной корпорации "АрселорМиттал". Она пришла в Казахстан в начале 1990-х, и условия соглашения о разделе продукции до сих пор остаются засекреченными. Покойный экс-зять Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев утверждал в своей книге "Крёстный тесть", что половину акций компании и взятку в 50 млн долларов получил первый президент Казахстана. Доказательств этому при этом он не привёл. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Караганда #шахты
Объявления
live comments feed...