10:00, 15 мая 2023 г.
Почему аким Карагандинской области экономит дома воду. Большое интервью с Ермаганбетом Булекпаевым
Фото Турара Казангапова
"У себя дома я экономлю и воду, и электричество", – рассказывает аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев, сообщает пресс служба акимата Карагандинской области.
Руководитель шахтёрского региона проживает с семьей в одной из многоэтажек Караганды и, как и все жители города, почти на полгода остаётся без горячей воды. Вот уже 10 лет, чтобы принять душ, карагандинцы вынуждены пользоваться водонагревателями. В интервью корреспондентам Tengrinews.kz глава Карагандинской области рассказал о том, какие проблемы региона не дают ему покоя, был ли блат в его карьере и зачем он пишет ночами в общий чат акимов.
Ермаганбет Булекпаев родился в селе Успенка Шетского района Карагандинской области. Работал в разные годы акимом Павлодарского района, трёх районов Астаны, заместителем акима Карагандинской области и акимом Караганды. Назначен главой Карагандинской области пять месяцев назад. Это первое интервью Ермаганбета Булекпаева республиканским СМИ. Побеседовать с акимом нам удалось после его встречи с жителями Темиртау.
– Вас назначили акимом Карагандинской области пять месяцев назад. Часто ли вас сравнивают с предшественниками?
– Я не знаю, возможно, сравнивают.
– Вам говорят, что при Касымбеке (бывший аким Карагандинской области) такого не было?
– Возможно, говорят или пишут, но лично пока такого не слышал в свой адрес.
– А спроса больше с вас, как с человека, который родом из этой же области?
– Наверное, да. Со своего всегда будут спрашивать жестче.
– Были ли случаи, когда знакомые или родственники помогали вам в карьере? Или, наоборот, звонили вам с просьбами устроить на работу, так как вы родом из одного аула?
– Нет, я такое не люблю, и ко мне такие предложения не поступали. Я сам много где работал и никогда не использовал знакомства или родственные связи в личных целях. Вообще, я всегда придерживаюсь принципа меритократии. Я за то, чтобы люди благодаря своим профессиональным навыкам и опыту получали дальнейший карьерный рост. Мои последние назначения как раз говорят об этом.
– То есть вы сторонник того, чтобы взращивать местные кадры, вместо того чтобы приглашать со стороны – к примеру, из столицы?
– Особо из Астаны и не рвутся сюда. И у меня нет такой политики, чтобы менять людей при назначении, ставить "своих". Мои заместители, к примеру, работали ещё до меня.
– Но у нас до сих пор есть случаи, что при смене акима региона или города меняется и его команда. Выглядит это сейчас немного по-другому, но принцип тот же.
– Думаю, таких случаев сейчас уже нет. Нужны люди, которые умеют работать. В нашей области такого точно нет. При мне и до меня подобного не было.
– А как вы относитесь к критике в свой адрес? Прошедшей зимой её было много. Это и отопление, и уборка снега.
– Я нормально отношусь к конструктивной критике и, конечно, признаю ошибки. Сложно проходил этот отопительный сезон в Темиртау. Сети города очень сильно изношены. И такая проблема существует и в других городах и населённых пунктах. Мы работаем над её решением.
Что касается снега, все познаётся в сравнении, конечно. Когда аномально идёт снег, его никто на лету не будет убирать. Поверьте мне. Я шесть лет работал в Астане и зимой только снегом и занимался. Наверное, я лучше знаю, как его убирать и когда, потому что это было одним из основных направлений в моей работе. Я понимаю, что с каждым годом люди хотят улучшений и требований становится больше. Мы нормально должны к этому относиться.
– А есть ли у вас свои "болевые точки" в городе и области? За что вы больше всего переживаете как аким?
– Из накопившихся проблем основная – ЖКХ. Это один из главных проблемных вопросов, и не только у нас, но и в других областях. Износ сетей, качество теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения. Это те базовые потребности жителей, которые мы должны обеспечить, чтобы не было нареканий. Второй вопрос – уровень образования и медицины. Качество услуг в этих сферах, кадры.
– А качество дорог в городе и области?
– Проблема есть, мы это признаем. Само строительство, ремонт дорог обходятся дорого. Капитальный ремонт одного километра дороги стоит не менее 150 миллионов тенге, в зависимости от того, нужно ли менять полотно или само основание. Но и нужно понимать, что есть места, где вообще не было асфальтированных дорог или тротуаров. Когда был акимом Караганды, помню, ездил в один из дворов города, в районе Михайловки. Пожилая жительница мне тогда сказала, что все 50 лет, которые она здесь проживает, никогда не было дороги у её дома, а теперь вот появилась.
– Жители говорят, что дороги делали бы качественнее, если бы не было коррупции. Вы согласны с этим мнением?
– Я, конечно, не могу утверждать, что коррупции совсем нет. Возможно, на местах были факты злоупотребления. Чтобы исключить это, мы наняли Центр качества, который проводит свою независимую проверку. Другой вопрос, какие подрядчики. Они демпингуют во время тендеров, чтобы выиграть контракт, а после жалуются, что не хватает денег.
– Но в городе бытует мнение, что существует определённый круг лиц, которые зарабатывают на ремонте дорог, на общественном транспорте.
– Если вы об автопарках, то здесь, наоборот, мы убрали серую схему, внедрив электронную систему оплаты проезда. Более того, мы подключили к безналичной системе и другие города в области и снизили существенно стоимость проезда – до 80 тенге. Также с 1 мая в Караганде дети до 18 лет ездят бесплатно на общественном транспорте. Много ещё предстоит работы в пассажирских перевозках, так как это чувствительный момент для всей области.
– Приезжая в Караганду, всё чаще замечаем, что цены на товары и услуги здесь почти сравнялись со столицей, несмотря на разницу в доходах населения. Аренда двухкомнатной квартиры, к примеру, в Караганде стоит столько же, сколько и в Астане. Средний чек из супермаркета сравнялся со столичным. Что будет с благосостоянием карагандинцев?
– Цены ощутимо выросли на все. Но это рынок, и регулировать цены невозможно здесь, да и не нужно. Нам необходимо делать так, чтобы была конкуренция, открывалось больше фирм и производств. К примеру, у нас есть три большие компании по производству молочной продукции. Как оказалось, им не хватает сырья. Чтобы обеспечить их исходным материалом, мы планируем построить молочные фермы. Таким образом мы сможем повлиять на ценообразование.
– А вы сами почувствовали повышение цен? У вас в семье закупкой занимается супруга, учитывая ваш загруженный график?
– Почему? Нет. Я иногда стараюсь ездить сам за продуктами. Закупаюсь везде: и в магазине возле дома, и в супермаркете, и на рынке. При этом сравниваю цены и сам товар. К примеру, есть картофель и за 120 тенге, и за 140 тенге. Есть сливочное масло по 4000 тенге, а есть наше, осакаровское, по 2500 тенге за килограмм.
– А проверяете ли вы цены как тайный покупатель?
Для чего? Точнее, что это даст? Из-за меня разве супермаркеты будут менять ценники? Нет, конечно. Могу просто выехать из областного акимата и по дороге домой заехать за кефиром. Или вот недавно с акимом города вместе заехали за продуктами после работы. Походили, цены сравнили, наименования посмотрели, что есть, чего нет. А так раз в неделю мой заместитель ездит по магазинам, рынкам, сравнивает цены.
– А как вы считаете, акиму нужно ходить пешком по городу, населённому пункту? Недавно как раз на эту тему высказался Президент, призывая градоначальников ходить пешком.
– Обязан. Чем слышать доклады и отчёты, лучше сходить самому и посмотреть, проверить. Это по-другому воспринимается. Когда ты ходишь и видишь сам, ты замечаешь все детали, и это остаётся в памяти.
– Вы успеваете ходить по городу? Когда начинается ваш рабочий день?
– В будние дни вы можете застать меня на работе в 7:30, в воскресенье – в 8 или 8:30 утра. Ходить – да, успеваю. Вообще, мы за практику взяли, что до встреч с населением нужно нам обходить проблемные места города или населённого пункта. И не просто прогуливаться, а заходить в подвалы, если нужно. Вот до встречи с жителями Темиртау, к примеру, обошли некоторые места.
– Обходите ли вы район, где проживаете? Можно поинтересоваться, где находится ваш дом?
- Я живу в микрорайоне Степном на Юго-Востоке, в многоэтажном доме. Да, вечером после работы могу пройтись по своему району. В глаза обычно бросаются мусорные контейнеры, площадка, тротуар, где-то освещение не горит. Недавно ездил ночью по 15-й магистрали и заметил, что на этой улице половина освещения не горит. Сразу написал в чат акимов о проблеме. Вообще, стараюсь, если вижу что-то, сразу писать туда.
– Если вы живёте в многоэтажном доме, то с мая по сентябрь вы используете водонагреватель у себя в квартире?
–Да, при этом я очень экономлю воду. Могу домашних даже поругать за нерациональный расход. Или вижу, что свет включён в одной из комнат, то я отключаю его. Не могу, чтобы просто так горела лампочка.
Хотелось бы, конечно, чтобы, как в Астане, у нас постоянно была горячая вода. Но городская система по-другому построена, и в домах нет теплообменников. Считали, хотели заменить систему, поднимали документы ещё лет 10 назад. Тогда вышло порядка 300 миллионов долларов. В нынешнее время цена вообще космическая. И без ремонта, замены магистральных сетей тоже никак перед отопительным сезоном.
– Не могу не спросить про экологическое состояние городов в вашем регионе. Чёрный снег в Темиртау, задымлённость в Караганде.
– Основной источник загрязнения в Темиртау – "АрселорМиттал Темиртау". И главная их проблема – это большой объём промышленных отходов. Нужна модернизация производства. Нельзя сказать, что мы просто сидим и наблюдаем. Занимаемся этим, вносим вопрос о переработке отходов. В последний раз, к примеру, "АрселорМиттал Темиртау" оштрафовали на 5 миллиардов тенге. Что касается Караганды, то причиной смога является печное отопление. Решить проблему можно с помощью газификации. Мы через ЖКХ планируем выдавать беспроцентные кредиты для владельцев домов до 120 квадратов в Караганде и Темиртау. Потому что понимаем, что ценник на подключение к природному газу немаленький.
– Об "АрселорМиттал Темиртау". Под любой новостью на нашем сайте об этой компании читатели оставляют негативные комментарии. У казахстанцев сложилось впечатление, что ни правительство, ни администрация региона никак не могут посодействовать улучшению условий труда шахтёров, заработной платы на предприятиях "Арселора".
– Мы принимаем серьёзные меры, если есть угроза. Сейчас на производствах сразу останавливают работу в случае опасности. Все мы помним летальные случаи на шахтах, и никто не хочет повторения. Вопросы об условиях труда, заработных платах поднимаются, и не только на предприятиях "Арселора". К примеру, на собраниях часто поднимались вопросы о замене спецовки шахтёрам, о неотапливаемых автобусах. Всё это было заменено.
– А как в регионе с развитием других компаний? Ведь у нас были и есть хорошие предприятия с именем. Что будет со знаменитой фабрикой "Конфеты Караганды"?
– За последние годы в области появились новые предприятия, что всех нас радует. Также наши жители возобновляют закрытые производства. Яркий тому пример швейная фабрика "Абай". Но процесс восстановления возможен не для всех. Я был в здании фабрики "Конфеты Караганды", которое простаивает. Там невозможно что-то сделать, так как технологии давно устарели. Поэтому старого ничего не будет. Мы предложили инвестору, владельцу этой фабрики землю в районе Пришахтинска. Сейчас он работает с институтами развития на предмет строительства новой фабрики под брендом "Конфеты Караганды". На днях ждём ответа. Достаточно серьёзный инвестор, который хочет привлечь к работе швейцарцев, австрийцев.
– Какие особенности нужно учесть, работая с карагандинцами? Что нужно знать для работы в шахтёрском регионе? Часто любят говорить о суровом нраве местных жителей.
– Не суровые, а прямые. Нечасто можно услышать похвалу, но люди работу всегда оценят. Это такие прямые, откровенно говорящие люди. Очень много образованных людей. У нас, можно сказать, студенческий город, много технических специалистов. Поэтому при разговоре с инвесторами мы сразу говорим о кадрах, вузах, которые готовят их. Самое главное богатство в нашей области – это кадры, люди.
– Чувствуете ли вы поддержку от карагандинцев? Не как аким, а как такой же местный житель?
– Конечно. Потому что, когда люди знают, что ты родом из этих же мест, понимают, что ты, как и все местные, переживаешь за родной регион, город. Аксакалы могут без стеснения подойти и попросить сделать дорогу к посёлку. Либо ты сам можешь на правах такого же жителя попросить людей бережнее относиться к городу. Когда местные жители знают, что ты ездишь по этим же дорогам, дышишь этим же воздухом и так же сидишь в квартире без горячей воды, то отношение к тебе немного другое. Потому что ты такой же местный житель, как и все другие.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
17:25
Вчера
16:37
Вчера
Объявления
22:19, 18 ноября
5
22:19, 18 ноября
22:19, 18 ноября
2
22:19, 18 ноября
1
18:26, 22 ноября
4
live comments feed...